DZIENNIKARSTWO - ZAWÓD


01/11/2007

Елена Герус: «Мы хотим адекватно писать о происходящем, несмотря на то, донецкие мы или не донецкие»

Юлия Абибок, для «Телекритики», 01.11.2007

Донецкая газета «Салон Дона и Баса» входит в компанию «Систем Кэпитал Менеджемент», принадлежащую, как известно, Ринату Ахметову.«Отцом» «Салона» (1990 г.р.) является сегодняшний президент «Украинской Ассоциации издателей периодической прессы» Леонид Цодиков. Контрольный пакет акций этого издания он продал (или, как утверждают осведомленные люди, вынужден был продать) СКМ в 1999 году. Не удивительно, что в общественном мнении укоренилось представление о «Салоне» как о главном рупоре Ахметова в Донецкой области.
 
Однако первое, чем запомнился мне «Салон», когда осенью 2004 года я впервые попала в его редакцию, это оранжевые наклейки на дверях некоторых кабинетов. В период президентской кампании 2004 года эта газета была одной среди немногих, что держались предельно объективно.
 
На сегодня «Салон» остается наиболее авторитетным печатным изданием Донецка. Он выходит дважды в неделю с тиражом в 8,5 тысяч экземпляров (вторник) и 14,5 тысяч (пятничный номер с развлекательным приложением). Недавно газета пережила очередную смену руководства, которые, надо сказать, в «Салоне» нередки. С мая 2007 года ее возглавила Елена Герус. Елена работает в «Салоне» с 1997 года. Начинала как журналист в разделе «Спорт», а с 2004 года, после двухлетней стажировки в США, занимала должность редактора отдела новостей.
 
– Мы с июля работаем над созданием сайта, - сообщила «ТК» Елена Герус. - И вот буквально на этой неделе нам должны были выложить его тестовый вариант по адресу www.salondonaibasa.com.ua. Если все будет хорошо, то в ноябре мы уже будем онлайн.
 
– Елена, складывается впечатление, что «Салон» уже долгое время живет в ожидании каких-то фундаментальных перемен. Так ли это?
– Менять газету – это вообще правило, а не исключение. Конечно, мы хотим меняться, становиться живее, доступнее, хотим поменять вкладку «Салон – Пятница». Но все изменения упираются в проблемы финансовые и кадровые.
 
– В чем кадровая проблема?
– В последнее время у нас многих людей «откусили» другие проекты... Дело в том, что под  новые проекты выделяется, как правило, больше денег, чем есть в уже существующих. Поэтому новые проекты перекупают готовых журналистов. А где лучшие журналисты? У нас. И если кто-то хотел откусить лакомый кусочек, он первым делом шел в «Салон»…
 
– В других изданиях тоже есть хорошие журналисты. Что мешает вам привлечь их?
– Как-то так получается, что мы, в основном, воспитываем сами. Ну, и старые возвращаются. Круговорот людей в «Салоне» существует.
 
– Насколько мне известно, развитие собственных медиаресурсов было одним из главных приоритетов Ахметова. А тут не хватает средств для привлечения хороших журналистов. Как же так?
– Думаешь, это плохо, что акционеры не вмешиваются в нашу редакционную политику?
 
– Не о том речь. СКМ якобы намеревался усиленно инвестировать в свой медиабизнес…
Мы пытаемся сами себя финансировать, и плюс этого состояния самофинансирования в том, что мы остаемся довольно независимыми. Мы никому ничего не должны в такой ситуации.
 
– Вы сотрудничаете с газетой «Сегодня». Понятно, у вас один холдинг. А у них есть проблемы с финансированием?
– Ты же видишь, какие акции они проводят по привлечению аудитории? Как это можно сделать без дополнительных инвестиций? Зато они теперь, по-моему, уже вторые по аудитории в Украине, уступают разве что «Фактам». Наверное, мудро с точки зрения инвесторов отдавать предпочтение общенациональному изданию перед региональным.
 
Ты все говоришь о проблемах, как будто мы тут умираем! А они все решаемы. И то, что мы, например, пытаемся обходиться своими средствами, то это не от того, что нам, например, проблемно просить деньги, а потому, что это такой способ бытия.
 
– Самостоятельного бытия?
– Да! 
 
– Насколько я помню, во время «оранжевой революции» люди из репортерского отдела подчеркнуто поддерживали Ющенко. Это как-то отражалось на публикациях в «Салоне»?
– У нас тогда работала в отделе новостей старшим репортером Наташа Васютин, интересный харизматичный человек, родом из Западной Украины. Во многом это ее влияние. Но дело даже не в поддержке. Я помню, был момент в разгар революции, когда главный редактор Леонид Ильич Цодиков сказал: «Боже, ребята, это же хлещет через край. Мы должны писать правду, мы правдивая газета»... То есть, это была не столько позиция «оранжевой» Наташи, не столько позиция людей, которые лично поддерживали «оранжевых», сколько желание адекватно писать о том, что происходит. Не смотря на то, донецкие мы или не донецкие, ахметовские или не ахметовские…
 
– То есть, в принципе, свой вклад в пробивание информационной блокады, которая в то время существовала в Донецке, «Салон» внес…
– Надо полагать. Повторяю, мы хотели быть честными.
 
– Ты говорила, что к вам приходит, в основном, молодежь. В «Донецких новостях», например, есть своя репортерская школа. Помню, «Салон» тоже предпринимал попытки ввести что-то подобное. Как обстоят дела с этим проектом? И другой вопрос: как ты оцениваешь качество университетского образования приходящих к вам журналистов?
– Наш проект «Школа молодого репортера», к сожалению, не состоялся. Мы надеялись на помощь наших друзей из международной компании Innovation, но не сложилось... Ну а при нашей занятости своими силами запустить репортерскую школу – нереально. Поэтому мы обучаем людей по ходу дела… Понимаешь, то, что может пригодиться непосредственно в работе, студенты в вузах не получают. А самое плохое – студентов не заинтересовывают газетами. Приходит человек, у него спрашиваешь: «Вы читаете газеты?» – «Нет». Их это тупо не интересует. Я считаю, обучение начинается с того, чтобы заинтересоваться тем предметом, который останется с тобой на всю жизнь. Чтобы не прозябать в газете и кропать какие-то статейки, а жить газетой.
 
– Ты говорила, что хотела бы сделать «Салон» веселее. То есть, вы собираетесь переходить на «желтизну»?
– «Делать веселее» и «переходить на «желтизну» – разные вещи. Когда я говорила «делать веселее» – это значило «рассказывать людям о том, что происходит, человеческим языком». Избавляться от газетных штампов, одним словом.
 
– По твоим наблюдением, что в большей мере читатель ценит в «Салоне», новостной блок или пятничная развлекательная вкладка?
– Развлекательной вкладкой «Пятница» мы всегда недовольны. А между тем она является неотъемлемой частью газеты уже много лет… Но вместе с тем, я думаю, авторитет газете зарабатывают такие вкладки, как новостная, как «Мнения» (аналитика), а не телепрограмма. И, кроме того, авторитет приносит секция «Бизнес». Мы активно привлекаем аудиторию деловых мужчин «25 – 45», с активной позицией. И бизнес- вкладка, по сути, завоевала нам читателя. «Авто» – тоже для них. Ну, и мы пытаемся быть качественными во всех вкладках, которые мы делаем, будь то «Пятница», будь то новости, да что угодно…
 
– Какова самая насущная проблема издания?
– Понимаешь, с одной стороны, у «Салона» остается репутация одной из лучших, если не лучшей, газет в Донецке. У нас довольно высокие цены на рекламу, но, тем не менее, рекламные площади активно продаются и доходы от рекламы растут. А вот наша аудитория, к сожалению, перекочевывает в Киев...
 
– Что ты имеешь в виду?
– Тенденция на лицо: активные, умные люди уезжают из Донецка. Столица их притягивает. А наша газета все-таки для активных, умных, думающих людей… Это меня огорчает больше всего. 
 
Беседовала Юлия Абибок, Донецк, для «Телекритики»
 
Проект реализуется при поддержке Посольства США в Украине